Театры

Театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко


Театр был организован в 1925 году как Украинская государственная столичная опера, на базе постоянной с 1880 года в оперной антрепризы. Харьковская антреприза впервые на Украине поставила украинские оперы «Рождественская ночь» и «Утопленная» Н. Лысенко; с 1918 носила название Народной Оперы, с 1920 Русской государственной оперы.
До 1934 в театре были поставлены 32 оперы и 11 балетов, в том числе: «Золотой обруч» Б. Лятошинского, «Кармелюк» В. Костенко, «Купало» А. Вахнянина, «Тарас Бульба» Н. Лысенко, «Яблоневый плен» О. Чишко, «Русалка» А. Даргомыжского и «Князь Игорь» А. Бородина; из балетов — «Ференджи» Б. Яновского и «Пан Канёвский» М. Вериковского, в котором балетмейстер В. Литвиненко впервые соединил элементы классического балета с элементами украинского народного танца. Были поставлены многочисленные оперы мирового и русского репертуара: «Ожерелье Мадонны» Э. Вольф-Феррари и «Турандот» Дж. Пуччини. За 1934—1941 годы были поставлены спектакли «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского и «Наталка Полтавка» Н. Лысенко; лучшим спектаклем из мировой классики были «Гугеноты» Д. Мейербера.
Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) театр работал в Чите, со временем в Иркутске вместе с Киевской оперой. В 1944 году театру присвоено имя известного украинского композитора Н. В. Лысенко. После 1945 в репертуаре театра появились оперы М. Варшавского «Наймычка», К. Данькевича «Богдан Хмельницкий» и «Назар Стодоля» и М. Карминского «Буковинцы»; из балетов «Данко», «Таврия», «Мещанин из Тосканы», «Весенняя сказка» В. Нахабина, «Лилея» К. Данькевича и многочисленные постановки классики.
В 1970-х годах поставлены были новый спектакль «Тарас Бульба» (режиссёр В. Скляренко, оформление А. Петрицкий), из балетов — «Лесная песня» М. Скорульского (1970, 1980), «Каменный хозяин» В. Губаренко (1972 и 1974).
Репертуар театра составляют около 50 опер и балетов, в основном украинская и русская классика, а также итальянские оперы. Ставятся Н.Лысенко, М.Мусоргского, С.Гулака-Артемовского, П.Чайковского, С.Рахманинова, С.Прокофьева, И.Стравинского, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Д.Россини, Ш.Гуно, Р.Леонкавалло, А.Адана, Ф.Амирова, К.Сен-Санса. В репертуаре для детей есть музыкальные постановки на сюжеты известных сказок: «Красная шапочка», «Белоснежка и семь гномов», «Щелкунчик». Театр предлагает также концертные программы в исполнении исполнителей оперной и балетной сцены. Ежегодно в мае-июне театр проводит фестиваль оперных басов.





Театр им. А. С. Пушкина


Харьковский академический русский драматический театр им. A.С. Пушкина был создан 17 ноября 1933 года по постановлению правительства страны как государственный театр, задачей которого было утверждение метода реалистического искусства, сценической правды и глубокого психологизма. Возглавить театр был приглашен народный артист РСФСР Николай Васильевич Петров – режиссер Ленинградского академического театра драмы (в прошлом – Александринский). Он приехал в Харьков с группой своих актеров, среди которых – воспитанники студии при театре: Л. Скопина, K. Хохряков, B.Малинин, B. Эренберг и др. Кроме H. B. Петрова руководителями театра в первые годы были также народный артист СССР Александр Григорьевич Крамов, приглашённый в Харьков из Московского театра МГСПС, и народный артист Украины Николай Николаевич Синельников.
Отмечая особые заслуги театра, в 1949 году в дни 150-летия со дня рождения A. С. Пушкина указом правительства Украины театру было присвоено имя выдающегося русского поэта, а в 1971 году присуждено звание "академического".
Сегодня Харьковский академический русский драматический театр им. А. С. Пушкина — один из ведущих театральных коллективов Украины, последовательно работающий над созданием своего репертуара, единого актерского ансамбля, собственного художественного почерка. Сейчас репертуар театра состоит из 24 спектаклей, среди которых особенно выделяются названия, наиболее полно отображающие художественные принципы пушкинцев. Это, прежде всего, спектакли "Поминальная молитва" Г. Горина, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Леди Макбет Мценского уезда" по Н. Лескову, "Шут Балакирев" Г. Горина и премьеры последних сезонов: "Чайка" А. Чехова, "Изверг" М. Левитина, "Маскарад" М. Лермонтова, "Мария Стюарт" Ф. Шиллера и др.
С 1975 г. художественным руководителем театра является народный артист Украины А. С. Барсегян, имевший к тому времени уже немалый опыт работы главным режиссером Львовского и Киевского театров юного зрителя, а также Киевского театра музыкальной комедии. Его приверженность русскому реалистическому искусству полностью отвечала многолетним традициям коллектива. Вместе с тем ему удалось придать спектаклям театра острое ощущение современности.
Труппа театра сформирована, в основном, из выпускников разных лет Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского. Основу коллектива составляют такие признанные мастера сцены как народные артисты Украины О. Сидоренко, A. Васильев и A. Кубанцев, заслуженные артисты А. Вирченко, Н. Воротняк, А. Дербас, С. Ковтун, H. Криворучко, A. Лобанов, A. Москаленко, А. Оцупок, B. Поляков, B. Тимошенко, T. Титова, B. Ткаченко, M. Тягниенко, A. Филиппова. A кроме того – творческая молодёжь, которой театр пополняет собственную труппу ежегодно.
10 октября 2003 г. была закончена реконструкция театра. Была модернизирована сцена, обновлены фойе и зрительный зал, создан новый фасад. Традиции и современность удивительным образом сплелись в новом облике театра. И на сегодняшний день это здание – один из лучших образцов театральной архитектуры в Украине.





Театр им. Т. Г. Шевченко


В середине 20-х годов в Театре украинской драмы имени Т.Г.Шевченко работал один из наиболее выразительных по содержанию и оригинальных по форме театральных коллективов. Именно в нем раскрылся талант Амвросия Бучмы, М. Крушельницкого, Наталии Ужвий, Иосифа Гирняка, В.Чистяковой, Леся Сердюка, Ивана Марьяненко.

За все время, пока существует театр, на его сцене было создано множество бессмертных постановок, среди которых кулишовский «Народный Малахий», «Мина Мазайло» и «Маклена Граса», осуществленные Курбасом, «Ярослав Мудрый» И.Кочерги, поставленный Марком Крушельницким, «Ревизор» и «Гамлет» в постановке Б.Норда.

На сегодняшний день в репертуаре театра украинской драмы имени Т.Г.Шевченко более двадцати постановок как классической, так и современной драматургии. Коллектив театра активно сотрудничает с украинскими и русскими режиссерами, которые приглашаются на разовые постановки. В 2012 году театр готовится отпраздновать свое девяностолетие.





Театр музыкальной комедии


У колыбели Театра музыкальной комедии в Харькове стояли выдающиеся режиссеры и актеры Борис Балабан и Домиан Козачковский.

Первыми спектаклями, поставленными на его сцене, стали модернизированные в духе времени «Запорожец за Дунаем», «Циганский барон», «Ночь перед Рождеством», которые сразу привлекли внимание своей сатирой и эффектностью формы.

Буквально с первых своих шагов театр становится лабораторией современного жанра музыкальной комедии. Для него пишут свои призведения К. Стеценко и А. Рябов.

Театр музыкальной комедии пользовался популярностью не только в родном городе, но и на гастролях в Киеве, Риге, Ереване, Баку. Этому способствовали: блестящие «костюмные» оперетты «Сердце мое вам, сеньора», «Баядера»; визитные карточки театра «Принцесса цирка», «Сильва», «Летучая мышь»; мюзиклы «Хэлло, Долли», «Целуй меня, Кэт», а также мукраинская классика – «Сватанье на Гончаровке».

Также в театре гастролировали звезды московской сцены: Татьяна Шмыга, Герард Васильев, М. Водяной, осуществлял постановки легендарный Владимир Канделаки.

В 1980-е — 90-е года коллектив Театра музыкальной комедии создал спектакли, не имеющие аналогов в Украине: мюзикл «Сестра Керри», рок-оперы «Юнона и Авось», «Иисус Христос-суперзвезда». На сегодняшний день коллектив театра осваивает новые жанры многогранного театра музыкальной комедии.






Театр юного зрителя

 

Театральной школе было выделено пустое помещение бывшего театра миниатюр, так называемого «Екатерининского театра». Там, в декабре 1920 года спектаклем «Злой галл» по пьесе Н.Толмачева открылся «Театр сказки», который позже стал носить название Первый государственный театр для детей.

На время создания театра, стояла острая проблема детской пьесы. Их тогда просто не писали. Александр Белецкий под псевдонимом Ричард Победимский пишет пьесу «Подвиги Геркулеса», которую и решили поставить на сцене театра.

Следующим этапным спектаклем стала вторая пьеса Ричарда Победимского «Хубеане». Это экзотическая пьеса, которая рисовала быт и борьбу негритянского племени против гнета эксплуататоров.

Пьесой молодого украинского драматурга Владимира Гжицкого «По зорi» театр открыл свой пятый юбилейный сезон. Этой пьесе суждено было стать первой оригинальной украинской советской пьесой для детей.

После пяти лет мытарств и материальных трудностей театру удалось добиться общественного признания. В 1925 году был отпразднован пятилетний юбилей Первого государственного театра для детей УССР.

С 1933 года Харьковский театр юного зрителя стал носить имя писателя А.М.Горького.

В июне 1941 года, уже на второй день войны, из Харьковского ТЮЗа на фронт ушло 53 человека. Оставшаяся часть коллектива эвакуировали в западную Сибирь. Вернуться в Харьков театру было не суждено.

В 1960 году на базе областного драматического театра и выпускного курса театрального института, под руководством Леся Сердюка, в Харькове был возрожден Театр юного зрителя. 22 октября театра открыл свой первый театральный сезон спектаклем по пьесе М.Шатрова «Именем революции».

Успех к новому театру пришел быстро – благодаря профессионализму и высоким творческим требованиям. В репертуар театра входили удивительные сказки для малышей, проблемные спектакли для молодежи, героические рассказы о современниках.

После пожара в 1972 году ТЮЗ долго скитался по клубам, пока временно не обосновался во дворце культуры «Пищевик», дожидаясь пока восстановят сгоревшее помещение.

В восьмидесятые года особенное внимание уделяется классическому репертуару. В это время были поставлены спектакли «Бег» М.Булгакова и «Лес» А.Островского, которые стали заметным событием в театральной жизни Харькова.

В 1985 году на сцене, благодаря новому режиссеру В.Антонову, появляется детский мюзикл «День рождение кота Леопольда», который пользуется зрительским успехом уже двадцать пять лет.

В начале 1990-х годов творческие поиски продолжаются. Отдав должное классическому репертуару и молодежной пьесе, режиссеры обращаются к философско-духовной драматургии, которая существенно отличалась от предыдущих репертуарных направлений. Так, при создании спектакля «Эндшпиль», режиссер взялся за эксперимент, и в Харькове впервые появляется театр в фойе.

С 1996 года главным режиссером Театра юного зрителя является заслуженный деятель искусств Украины Юрий Борисович Старченко.






Театр кукол


За время своего существования Харьковский областной театр кукол им. В. А. Афанасьева не раз доказывал свое первенство в сфере театральных и эстетических новаций.
На сегодняшний день в репертуаре театра более 25 спектаклей для детей, и самый большой в Украине репертуар вечерних спектаклей для взрослой аудитории.
Харьковский областной театр кукол им. В. А. Афанасьева крайне бережно относится к традиционным формам кукольного действия и непрерывно экспериментирует в сфере поиска новых выразительных образов.






Дом Актера


Харьковский Дом Актера разместил в своих стенах как известные во всей Украине негосударственные театры, например, «Театр 19″ и Центр современного искуства «Новая сцена», так и массу начинающих молодежных театров и студий.

В Доме Актера есть 2 зала – большой, рассчитанный на 200 мест и малая сцена на 50 мест. Сцены создают ощущение классического камерного театра. Световое оборудование, которым оснащен Дом актера, одно из самых современных в городе.

На базе Харьковского Дома Актера проводится ряд театральных фестивалей, в том числе фестиваль «Курбалесия».





Харьковская филармония


Харьковская филармония, основанная в 1929 году, является одной из старейших концертных организаций Украины. В здании филармонии – памятке архитектуры, выдающемся культурном центре города – бывали Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и многие другие выдающиеся деятели искусства. Здесь в 1896 г. известный фотограф Альфред Федецкий провел первый в Украине киносеанс, отсюда в 1929 г. вышла в эфир первая украинская радиостанция.
Ведущий коллектив филармонии – Академический симфонический оркестр. В его составе около 100 высокопрофессиональных музыкантов, многие из которых имеют звание лауреатов международных и национальных конкурсов.
В 1980 г. по инициативе народного артиста Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Вячеслава Палкина был создан Камерный хор, который в 1990 г. получил статус филармонического. Это мобильный творческий коллектив, способный работать в разных стилях и жанрах хоровой музыки, неоднократно побеждал в престижных всеукраинских и международных хоровых конкурсах.
В творческом составе филармонии также работают: инструментальный ансамбль «Три плюс два» под управлением профессора Игоря Снедкова, органист Станислав Калинин, солисты-инструменталисты, солисты-вокалисты камерного и эстрадного жанров, мастера художественного слова, артисты оригинальных жанров.
Харьковская филармония, одна из ведущих концертных организаций Украины, активный пропагандист лучших образцов классической и современной музыки, проводит большую работу по эстетическому воспитанию молодежи, вносит весомый вклад в культурную сокровищницу Украины.




Дом органной и камерной музыки


Первые сведения о харьковских органах относятся к середине 19 века. Известно, что в лютеранской церкви под руководством первого преподавателя музыки Харьковского университета, композитора и дирижера Ф.Шульца были исполнены оратории «Семь слов Спасителя» и «Сотворение мира» Й.Гайдна, «Илия» и «Аталия» Ф.Мендельсона, а в католической церкви в 1854 г. состоялось выступление органиста И.Поллака. После революции 1917 г. деятельность многих церковных учреждений была прекращена, и в течение длительного времени в Харькове органа не существовало.

В 1984 г. в рамках специальной программы мастера известной чехословацкой фирмы «Rieger-Kloss» изготовили орган для Харькова. Конструкторы из Крнова, имея серийный заказ на инструменты для СССР, разработали своеобразную «алтарную» модель концертного органа, где глубина шкафа («проспекта») значительно превышает его ширину. Харьковский орган имеет 3574 трубы, 3 мануала, 48 регистров (47 и один трансмиссионный), из них 8 язычковых регистров и 7 микстур. Специфическая акустика Успенского собора обогащает звучание органа и создает прекрасную атмосферу для исполнения классической музыки.

1 июня 1986 г. в только что отреставрированном Успенском соборе открылся Дом органной и камерной музыки. Первыми исполнителями на харьковском органе были народный артист России Г.Гродберг и заслуженный артист Украины В.Кошуба, первым штатным органистом – выпускник Санкт-Петербургской консерватории О.Киняев. Здесь также работали Т.Багинец, Н.Григоров, В.Климовский и Р.Красновский. Сейчас штатным органистом является С.Калинин.

За время существования органного зала было создано много органных, вокально-органных и литературных программ. Среди них – циклы концертов, посвященные великим композиторам разных эпох. С 1986 г. проводится традиционный весенний фестиваль органной и камерной музыки, который с 2002 г. носит название «Харьковская Бахиана». В фестивале принимали участие известные артисты из разных стран: Австрии, Германии, Италии, Польши, Франции, Швеции. В органном зале выступали Московский камерный хор (п/у В.Минина), капелла «Думка», Каунасский хор, капелла им. Юрлова, Белорусская капелла им. Ширмы, «Академия старинной музыки» (п/у Т.Гринденко), квартет им. Чюрлёниса, ансамбль ударных инструментов М.Пекарского; певцы О.Басистюк, А.Горбатенко, И.Журина, К.Лисициан, В.Норейко, М.Стефюк, А.Эйзен; инструменталисты Д.Башкиров, А.Изуар, В.Крайнев, В.Пикайзен, Н.Штаркман и многие другие.






Цирк


Харьковский цирк является одним из самых старых и авторитетных учреждений данного профиля в Украине. История цирка складывается из ряда славных страниц, что дает нам возможность по праву гордиться достижениями многих поколений артистов и работников цирка.  Принято считать, что первым по настоящему стационарным цирком в Харькове являлся цирк известного австрийского предпринимателя Альберта Саламонского (хозяина и основателя Московского цирка на Цветном бульваре). Постепенно устаревшие деревянные здания сменились капитальными. В начале 20-го века в 1906 году было построено здание цирка Грикке, а в 1911 году здание цирка Муссури (сохранившееся до сего дня). Новые здания дали мощный толчок интереса к цирковому искусству. В 1974 году Харьковский цирк переехал в новое здание, на манеже которого представления проходят по сей день.





Харьковский планетарий им. Ю. А. Гагарина


Харьковский планетарий был открыт в 1957 году по инициативе академика Барабашова. Сразу же на базе планетария были открыты детские астрономические кружки. Первый купол Харьковского планетария был диаметром 8 метров, впоследствии его заменили новым куполом диаметром 15 метров. На сегодняшний день зал оборудован цифровым квадро-стерео звуком, новейшим цифровым видеопроектором, который позволяет демонстрировать фото- и видео материалы к лекциям. На крыше здания в оборудованной лаборатории расположен телескоп, позволяющий любому желающему наблюдать многие небесные тела. На базе планетария на сегодняшний момент продолжают функционировать многие детско-юношеские астрономические кружки. Основной целью работы Харьковского планетария было и остается пропаганда естественных наук, хотя не стоит забывать и о лекциях, рассказывающих о космических полетах, и даже освещающих проблемы уфологии. Помимо лекций для больших групп также проходят детские утренники, индивидуальные лекции и даже свадьбы. На базе планетария работает музей «Космос», экскурсии в котором проводятся как для заранее сформированных групп, так и для всех желающих по выходным дням.





Харьковский дельфинарий


1 июня 2009г. к Международному Дню Защиты Детей состоялось официальное открытие Харьковского дельфинария. Среди основных задач дельфинария - популяризация знаний о морских млекопитающих, пропаганда природоохранных идей, развитие экологической культуры среди населения и активная научная деятельность. Деятельность Харьковского Городского дельфинария носит научно-просветительский и эколого-образовательный характер. На представлениях в дельфинарии рассказывается о физиологии и характерах дельфинов, особенностях их поведения, а также о необходимости бережного отношении к дельфинам и ко всей природе.

Харьковский дельфинарий Немо является Культурно-оздоровительным комплексом с программой театрально-сценических представлений при участии морских животных и дельфинотерапией, являющейся эффективным методом оздоровления и реабилитации детей с функциональными ограничениями.

Харьковский дельфинарий включил в себя лучшие проектные решения ведущих дельфинариев, в том числе и Одесского дельфинария, входящего в лидирующую пятерку дельфинариев Европы, не только по техническому решению и исполнению, но и по театральности проводимых программ. Практический опыт, полученный при создании Одесского дельфинария, позволил специалистам выразить свою творческую мысль и внедрить в проект Харьковского дельфинария новые мировые научные достижения по созданию искусственной среды обитания для морских млекопитающих. Контролируемые и регулируемые параметры микроклимата и водной среды в дельфинарии позволяют животным чувствовать себя комфортно, о чем свидетельствуют их веселые игры, любовные утехи и появления потомства.
Представления с участием морских животных подготовлены ведущими специалистами в области содержания, воспитания и тренировки морских млекопитающих эксперами и тренерами Урывским Д.А., Комогоровой Е.В., Мироновой И.В., Мироновым Д.В.
Программы получили признание не только в Украине, но и были оценены зарубежными специалистами. Коллектив Культурно-оздоровительного комплекса Немо, возглавляемый Келюшком С.В., награжден дипломом «Академика» и признан академическим учреждением Европы в области природоохраны.
Важно отметить научно-практическую деятельность культурно-оздоровительного комплекса «Немо» в области дельфинотерапии, которую возглавляет профессор, доктор медицинских наук Чуприков А.П. Практический и теоретический опыт позволили ему совместно с кафедрой детской психиатрии НМАПО им. П.Л Шупика научно обосновать аспекты и перспективы применения дельфинотерапии в реабилитационных мероприятиях среди больных детей с функциональными ограничениями.
 Участие специалистов культурно-оздоровительного комплекса «Немо» в международных конференциях, научных заседаниях 2006-2009 года позволило расширить не только их научный кругозор, но и показать достижения Комплекса «Немо» в области изучения дельфинотерапии, воспитания и тренировки, воспроизводства, физиологии морских животных и других видов животного мира содержащихся в искусственной среде обитания. Разработаны и научно обоснованы методики дельфинотерапии, которые прошли государственную регистрацию.
В рамках партнерства культурно-оздоровительный комплекс «Немо» совместно с международной общественной организацией „Молода просвіта”, проводят ряд социальных программ направленных на поддержку социальных групп населения нуждающихся в социальной помощи. 
Совместно с научно-практическими учреждениями Украины проводятся научно-эксперементальные работы в области изучения поведения морских млекопитающих.




Комментариев нет:

Отправить комментарий