В Харькове, несмотря на огромные
разрушения во время войны, больше, чем в любом другом городе,
сохранившихся памятников архитектуры в стиле конструктивизма.
Самым
старым сохранившимся зданием города является Покровский собор в стиле
барокко, ныне одноимённого монастыря, освящённый в 1689 году и
впоследствии давший название монастырю, основанному в XVIII веке.
Самое
старое общественное здание — губернаторский дворец (также барокко),
построенный в 1777 году архитекторами М. Тихменевым и П. Ярославским на
улице, затем названной Университетской по университету, разместившемуся в
1805 году в этом дворце.
Самым
старым складским зданием является двухэтажный «провиантский магазин»
(склад продовольствия для города), построенный в 1787 году в стиле
русский классицизм в переулке, потом названном по архитектору этого
здания Ярославским (на площади Поэзии); в 2005 интерьер был уничтожен
фирмой «Домотехника», открывшей в памятнике архитектуры магазин.
Самым
достоверно старым жилым домом является небольшая одноэтажная усадьба
конца XVIII века городского головы Е. Е. Урюпина по улице Рымарской, 4.
Примерами харьковской архитектуры являются:
Госпром
Комплекс зданий Дома государственной промышленности сооружён по инициативе Ф. Дзержинского, став ядром нового административного центра Харькова, бывшего тогда столицей Украины. Это первая высотная железобетонная постройка в СССР (63 м). Полезная площадь помещений составляет 60 тыс. кв. м. Здание выполнено по проекту группы ленинградских архитекторов в модном и передовом тогда стиле конструктивизма. Строительство под руководством инженера П. Роттерта было закончено в рекордные сроки - за 3 года. До 1934 г. здесь размещался Совет Народных Комиссаров Украины. В 1955 г. на крыше была установлена одна из первых в СССР телевизионных вышек высотой 45 м. Сейчас в здании размещаются областные власти, офисы множества фирм. В 5-м подъезде есть музей Госпрома, созданный в 1980-х годах при участии харьковского писателя Э. Звоницкого.
Гляда
на Госпром, трудно поверить, что первоначальные строительные работы
проводились самыми примитивными инструментами: лопатами, ломами,
кирками. Кувалдами дробили щебень, лопатами перемешивали бетон, на
лощадях вывозили грунт. На возведение здания гиганта ушло 1315 вагонов
цемента, 3700 вагонов гранита, 9000 т металла; с площади вывезли 20 000
м3 земли.
Зеркальная струя
Зеркальная струя - беседка и фонтан в Харькове, общепринятый символ города, а Харьковская кондитерская фабрика с 1980-х годов выпускает шоколадные конфеты в подарочных коробках "Зеркальная струя" с изображением памятника. Расположена по Сумской улице в сквере Победы, напротив здания Харьковского театра оперы и балета.
Место,
на котором был сооружен памятник архитектуры, имеет богатую историю.
Первоначально на нём располагалось кладбище, затем здесь была построена
деревянная Мироносицкая церковь, первое упоминание о которой датируется
1701 г. В 1781—1783 г. на месте деревянной церкви была построена
каменная. В 1792 г. в связи с разрастанием городских кварталов кладбище
на территории церкви было упразднено. В 1813—1819 г. церковь была
существенно перестроена и расширена, и затем ещё существенно
перестраивалась и расширялась на протяжении 19 века. В 1909—1911 гг. к
церкви была пристроена колокольня, вторая по величине в Харькове после
колокольни Успенского собора. Мироносицкая церковь была снесена 11 марта
1930 года. Советские власти планировали на её месте построить здание
"Театра массового музыкального действа", в котором бы совмещались цирк,
театр и кинотеатр, но после переноса столицы в Киев первоначальные планы
остались нереализованными. В результате на месте образвавшегося пустыря
в 1930-е гг. был организован троллейбусный парк под открытым небом.
Губернаторский дворец
Губернаторский дворец (в настоящее время главный корпус Украинской инженерно-педагогической академии) — памятник архитектуры XVIII века в городе Харькове (Украина). На протяжении своей истории служил также главным корпусом Харьковского Императорского университета.
Стиль
здания представляет собой переходную форму от барокко к классицизму.
Обрамляющие центральную часть здания частично рустованные простые
флигели (вначале одно-, а позднее двухэтажные) подчёркивают его
нарядность. Фасад центральной части прежде украшал трёхарочный портик,
над которым располагался большой балкон (эту часть композиции можно
рассмотреть на изображениях начала XX века). Фасад украшают
каннелированные ионические пилястры. По обе стороны здания симметрично
расположены арочные въезды, выполненные в виде триумфальных арок.
Центральный объём здания выше, чем флигели, и более богато оформлен; в
числе декоративных элементов композиции ниши с вазами.
На
здании установлены мемориальные доски в память об учившемся в нём И. И.
Мечникове и об участии революционного студенчества Харькова в
баррикадных боях в октябре 1905 года.
![]() |
Харьковский Императорский университет, начало XX века |
Дом с химерами
Дом с химерами — архитектурный памятник в Харькове в стиле модерн с элементами английской готики. Архитекторы здания В. Н. Покровский, П. В. Величко. Расположен на улице Чернышевской, 79.
Кроме двух казённых женских гимназий (1-я на Рымарской, 11, сейчас шестая школа; 2-я на Вознесенской площади, разрушена в войну, на фундаменте построен гл. корпус ХИИТа), в Харькове также было несколько частных. Некоторые из них были наделены всеми правами государственных учебных заведений Министерства народного просвещения Российской империи. Самыми известными частными женскими гимназиями были: Д. Оболенской (Пушкинская, 22, разрушена в войну), Е. Драшковской (Сумская, 14, сохранилась) и сестёр Покровских. Гимназией управляла старшая, Е. Н. Покровская.
У сестёр Покровских брат, 49-летний Владимир Николаевич (1863 г.р.), был известным архитектором, в тот момент (с 1907 по 1917) главным архитектором Харьковской православной епархии. Он и спроектировал им новое большое шестиэтажное здание из красного кирпича для расширения гимназиии.
Частная гимназия Покровской просуществовала до 1920 года. В советское время в здании размещалась восьмилетняя школа № 62, потому здание и футбольное поле за ним часто называли просто «шестьдесят вторая». В 1965 году школу закрыли по причине непосредственного соседства с туберкулезным диспансером (ул. Чернышевского, 81). Открывшейся в том же году в посёлке Пятихатки (включенном на тот момент в состав Дзержинского района Харькова) на проспекте Академика Курчатова, 23 средней школе передали её номер — 62, но с прежней 62-й школой школа в Пятихатках никак не связана. Приблизительно до 1973 года в этом здании была размещена вечерняя школа рабочей молодёжи № 17, которая из-за аварийного состояния здания также была закрыта.
Около пятнадцати лет, по конец 1980-х годов, здание стояло заколоченным, затем было передано театральному факультету института искусств имени Котляревского. Несколько лет здание восстанавливали; студенты принимали в этом активное участие, участвуя в субботниках.
Скульптурные элементы здания, помимо химер, саламандр и львов, включают в себя головы самого Покровского и его помощника техника-архитектора Величко. Их внесли в проект сёстры Покровские без ведома брата. Головы архитекторов — относительно молодого Величко справа в виде студента-писца и Покровского в очках слева в виде профессора-чтеца — и поныне, как каждый может видеть, выглядывают из-под балкона второго этажа.
Первый официальный футбольный матч прошёл в Харькове 8 мая 1910 года между первой и второй командами города в будущем дворе данного здания, где находилось стандартное футбольное поле, тянувшееся до двора шведского консула Адольфа Мюнха ( Дом чая ) на улице Мироносицкой.
Ансамбль площади Свободы
Уникальный архитектурный ансамбль площади Свободы хорошо известен за пределами Украины. Он создавался в 20–30-е годы ХХ в., ставшие переломными для градостроительства в Харькове. С одной стороны, это было вызвано недостатком помещений в городе — сказались годы революции и гражданской войны, когда строительство почти не велось, а Харьков в это время получил статус столицы республики. С другой стороны, сама атмосфера нового государства — свободная и радостная, суровая и тревожная — заставила многих изменить привычное отношение ко всему, в том числе и к архитектуре. Например, самое широкое распространение в то время получил такой стиль, как конструктивизм. Эти здания легко узнать: их выделяют предельно строгие, лаконичные формы, монолитность внешнего облика. Проектировали такие дома с учетом их назначения, а форма здесь строго зависела от конструкции блоков. В столичном Харькове, как ни в одном городе бывшего СССР, этот стиль получил самое широкое распространение — недаром его называют столицей конструктивизма. А вершиной этого стиля считается здание Госпрома и архитектурный ансамбль площади Свободы в целом.
Место для сооружения «зданий будущего» выбирали долго и остановились на участке к северо-западу от Сумской, на котором в начале ХХ в. размещались клиники и учебные корпуса медицинского факультета университета, а за ними начинался пустырь. В качестве планировочной основы будущего комплекса зданий была принята идея архитектора В. Троценко.
Форма площади Свободы довольно необычна: она состоит из прямоугольной части, выходящей на ул. Сумскую, и круглой, вокруг которой в виде колец расположены проспект Правды, улица Чичибабина, Данилевского и Культуры.
В
центре круглой части площади в 1963 г. был открыт памятник В. Ленину.
Его постамент из красного гранита украшают рельефы, изображающие группу
революционеров, идущих под красным знаменем в бой за власть Советов, и
группу трудящихся — строителей нового общества.
Разнообразие
архитектурных решений зданий, окружающих площадь, создает неповторимый и
целостный ансамбль, лицо Харькова. Следует также отметить, что площадь
стала любимым местом отдыха харьковчан; здесь проводятся городские
торжества, концерты. Особенно любит площадь детвора, для которой тут
устраиваются городская новогодняя елка, каток и другие развлечения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий